Мифические Боевые Искуства
Главная страница Гостевая книга

                                                                                              

   

!

 

    Как предисловие небольшая оговорка. Автор не ставит своей целью оскорбить или унизить какие-нибудь стили и направления боевых искусств и даже сами мифы о них.

    Автор выражает признательность всем, кто хоть что-нибудь донес и сохранил из культуры и боевого наследия народов мира.

   Сами мифы также безусловно важны, ибо поддерживают  культуру и общественный порядок. Поэтому в статье данные табуированные темы освещаются как можно аккуратней.

Статья является историческим комментарием на данный момент, предназначена для тех, кто видит несоответствие между декларируемым и реальностью, призвана хоть сколько-нибудь объяснить данное несоответствие, а также убрать одни и те же задаваемые вопросы. Так как вопросы задаются чаще всего людьми, прошедшими интенсивный курс кинофильмов и коммерческих предложений на рынке занятий боевыми искусствами, а также всей литературы за последние 150 лет, то объяснить в двух-трех словах что же все-таки имелось ввиду очень и очень непростая задача. Причем было замечено, что практически любой краткий ответ на вопросы такого плана воспринимается неадекватно, собеседник как бы его не слышит или слышит, но по-своему. Этому явлению есть естественное объяснение, но все по порядку.

 

Человек.

 

   Для начала экскурс в один биологический вид. В просторечье называется человек. Для многих будет откровением узнать, что в любом человеке в ДНК заложен ген агрессивного поведения, проявления сдерживаются специальными защитными механизмами. Система запретов на те или иные поступки называется моралью. Вырабатывается в процессе многих поколений. Мораль на генном уровне называется естественной моралью. Многочисленные наблюдения за животными показали существование у них естественной морали. У разных видов снятие защитных механизмов и проявление агрессии происходит по-разному. Что такое агрессия? Определений несколько, примем вот такой вариант:

 

«Агрессия – это неспецифическая, в ряде случаев вспомогательная мотивация, обслуживающая потребности организма в сочетании со специфическими мотивациями, удовлетворяющими конкретную потребность. Агрессия удовлетворяет потребности организма посредством физического или психического подавления других особей либо физического устранения препятствий; жизненный опыт может сделать её основной инструментальной мотивацией». (Ю.Журавлев, Е.Мычко, М.Сотская, Ю.Беленький АГРЕССИЯ)

 

 Сама агрессия бывает нескольких видов, например, внутривидовая, межвидовая, социо-половая, андреналин-зависимая, и так далее. Кроме естественной морали есть и приобретенные системы запретов. Также исследования показали, что естественная мораль человека находится на низком уровне. Стремление к доминированию, агрессия по отношению к другим людям заложена, как это не прискорбно, в генах. Но также заложены и механизмы запрета. Когда человек не может ударить другого в лицо это не называется трусостью, это называется именно так «не может». Но такой запрет можно снять. Также снимается запрет на убийство. Кто отслужил в спецназе и тому подобных организациях, наверняка вспомнят физиологические реакции (например, рвота) организма на первое убийство, если не у себя, то у сослуживцев точно. Один раз пройденный запрет в последующих случаях снимается все легче и легче.

  У животных, в том числе и у человека, чтобы не истребить друг друга в агрессивных схватках за доминирование, формируются механизмы замещения агрессивного поведения, так называемые ритуалы. Да, практически все наши ритуалы уважения вышли из агрессии, поэтому играют очень важную роль. Все поклоны, пожатия руки, слова, все то, что Вы делаете, сейчас не задумываясь, а иногда мимоходом, оскорбляете человека, все это очень важно с точки зрения  жизни и безопасности. Предположим, Вы узнали, что Ваш знакомый послал известно куда сикха, причем так, как бывает у нас, без особой причины, для красоты фразы, а тот его взял и тут же зарезал. Какое варварство, дикие люди, такая будет реакция у большинства населения нашей страны, однако, с точки зрения сикхов варварами будет именно наше население, не ценящее и не уважающее окружающих, хамски относящееся даже к своим родственникам и близким.

   Порядки, установившиеся с приходом буржуазных революций, изменили не только соотношения производственных сил, они изменили человеческие ритуалы. Раньше за несоответствие своих слов и жестов занимаемому социальному положению, с очень большой вероятностью можно было лишиться жизни, причем так было во многих и многих странах.

 

Социум

 

   Обычный человек, а таких подавляющее большинство населения земного шара, живет в некоем социуме. В этом социуме он тут же, с рождения, пытается навести собственные порядки, такова генетика, такова его агрессия. Естественно таких много, вообщем-то, все окружающие. Тогда выстраивается определенная иерархия. Существует понятие естественного доминанта, однако также существуют ритуалы, по каким-то формальным признакам выводящими в доминанты людей, таковыми не являющимися. Ну, как пример, для боевых искусств это может быть такая ситуация: человек ничего не умеет, однако цепляет черный пояс. Все ему кланяются, уважают, боятся и тому подобное. Еще раз повторюсь о важности ритуалов, они были созданы естественным или искусственным путем для уменьшения жертв вида при таких вот доминантных разборках.

   Доминанты укрепляют свою власть, молодые стараются выйти наверх. Доминанты укрепляют иерархические лестницы. Доминанты создают культуру, создают искусство убивать, оно им было необходимо, они доминанты и они должны это всегда доказывать. 

   Но в процессе двух революций, которые почти совпали, а может это и не простое совпадение, рушатся и культуры и боевые искусства. Эти две революции: буржуазная в социуме и огнестрельная в вооружении. Вот здесь и начинаются первые мифы нашего времени. Они создаются для тех, кто никогда не относился к доминирующим прослойкам общества. Но потом захватывают уже все общество.

 

Два мифа.

 

Итак первый миф.

 

   Якобы в создании боевых искусств участвовали крестьяне и рабы. В работе Бишопа «Боевые искусства Окинавы» про этот момент сказано четко, он обошел всех значимых мастеров карате, никто не поддержал идею о создании карате окинавскими крестьянами, наоборот, карате создавалось именно теми, кто резал этих крестьян. Самураями и бандитами. В основном самураями. Капоэйра создавалась не рабами в Бразилии, варианты есть в той же Анголе. Тот вид, который сейчас распространен хоть и сформировался в Бразилии, но потомками тех, кто на родине изначально рабами не был, то же можно сказать и о религии вуду, эти ребята освободились от рабства очень быстро. Возьмем любую хронологию создания стилей ушу. Военные, профессиональные убийцы, даосы и, конечно, Шаолинь, но крестьян нет, рабов нет.

 

Второй миф.

 

Якобы боевые искусства, которыми мы здесь занимаемся, очень древняя вещь. Даже в учебниках по спортивной борьбе или боксу, обязательно приплетут Древний Египет, Древнюю Индию, Александра Македонского, панкратион. Это правда только отчасти, причем в очень маленькой части. Преемственность, конечно, небольшая, но существует, хотя преемственность эта шла по линии доминантов, а не просто существовала в народе.

 

  Оба эти мифа служили только одной задаче, показать, что заниматься боевыми искусствами может человек любого социального положения, что так было всегда, и все, что сейчас преподается и есть эти древние боевые искусства. Так отложилось у большинства, люди спорят о борцах, а вот как капоэйра против тэквондо, а вот кто видел, как котэ гаеши применили на улице, и так далее и тому подобное.

 

На самом деле.

 

   Единственным местом, где люди, занимающие низкое социальное положение, могли заниматься каким-то боем, была индустрия развлечений для более доминирующего сословия. То есть гладиаторы и циркачи. Так как только у них было время для занятий, всех остальных, старательно эксплуатировали и третировали. Более того, еще и следили, чтоб без самодеятельности в свое свободное время и область знаний оставалась суженой. Пример из далекого прошлого: спартанца, илот которого физически усилился за год, штрафовали, илота убивали. Илоты у спартанцев были что-то вроде наших крепостных, но могли быть даже богаче самих спартанцев. Криптии спартанцев по ночам резали неосторожных илотов, спросите зачем, а чтоб боялись и заодно молодежь без дела не сидит.   Пример из недавнего прошлого. Достаточно сравнить наставления 50-х годов по рукопашному бою для войск, для милиции и для военной разведки, чтобы понять, умным людям совсем не улыбалась ситуация, когда обычный милиционер будет владеть навыками военного разведчика.

 

   Искусство убивать разрабатывалось не в широких массах какого-нибудь народа, а в узком клановом кругу и имело крайне прикладное значение для конкретных условий жизни. Это и была жизнь, каждодневная жизнь, когда завтра надо пойти и кого-нибудь зарезать или пригрозить зарезать, и, наконец, просто ежесекундно быть готовым кого-нибудь зарезать. Это немного круче, согласитесь, даже жизни спецназовца, которому позволительно так действовать только на задании, да и то все очень регламентировано приказами. Поэтому как спорт, а вот как я против тебя на кулачках спарринг, такое развлечение, было только, как развлечение и настоящим искусством так и не стало. Исключения составили панкратион и тайский бокс. Все остальное только прикладное значение, то есть с оружием или без оружия, но против оружия в определенных условиях. Условия самые конкретные, столько-то  техник для поля боя на мечах, столько-то против конного, столько-то, когда на коне, столько-то, когда потерял меч, столько-то, когда в доме сюзерена (если речь о Японии) и так далее. То есть боевые приемы были тесно связаны с бытовой или военной обстановкой, стилем жизни и поведения. Отсюда следует, кстати, что если ты не самурай, то ты не дайто-рю занимаешься, а чем-то совсем другим. Ритуалы и табу на определенные действия были настолько сильными, что понятия о нечестных приемах встречались даже в бою не на жизнь, а на смерть. Но надо сказать прямо, эти случаи редки, в основном для достижения цели были хороши все средства. Понятия о нечестных приемах существовали и раньше,  в более жестокие времена, чем наши, но известны в основном по описаниям привнесенных боевых искусств.

 

Чужие боевые искусства.

 

   Так называлось искусство убивать привнесенное извне. Например, Вы монахи или священнослужители, в социуме Вы занимаете определенное положение. В некоторых обществах и самое доминирующее, но в некоторых не совсем. На чем держится Ваш статус? На том, что Вы служители Всесильного, крайне агрессивного существа, которое обязательно накажет любое проявление агрессии против Вас. То есть Вы стремитесь доминировать, но действуете для подавления чужой воли не прямым физическим воздействием, а замещаете это угрозой именем своего защитника. Защитники с детства, обычно это брат, отец, друзья и т.д. Но они могут не быть доминантами в обществе, и только с возрастанием их статуса, возрастает и Ваша значимость. И, конечно, лучше всего заручиться покровительством супердоминанта. Это хорошо заметно у домашних животных, у них доминантом становится тот, кто пользуется поддержкой супердоминанта, чью роль выполняет человек.

   Итак, Вы относитесь к слою общества, занимающее не последнее место в иерархии социума, но сами не режете бедолаг, этим занимается другой доминирующий слой. То есть с практикой утверждения своего статуса у Вас слабовато, но вот в монастырь попадает военный аристократ, и если хотите, то он Вам покажет и расскажет, а вот как у них там справляются с конфликтной ситуацией. Конечно, условия из которых принесен чужой метод разрешения спора, совсем другие, поэтому начинается переделка, иногда более менее удачная, иногда никакая. Карате, например, ранее называлось китайская рука. Почему китайская, что своих рук не было? Конечно, были. Только не распространялось. Не выгодно. Только пришельцы или потерявшие социостатус могли что-то принести из своего мира.

 

Потерявшие значимость боевые искусства.

 

   Каждое боевое искусство привязано к определенным условиям. Меняются условия, меняется статус боевого искусства. Им продолжают заниматься, если продолжают, только поддерживая ритуалы и традиции. Естественно, когда остаются только ритуалы и традиции, то многое забывается или интерпретируется, как бог на душу положит.  Например, в каменном веке очень распространено было такое оружие, как дубина. С наступлением бронзового, а затем железного веков, научиться искусству биться на дубинах можно только в Индии. Там до сих пор, пожалуйста, заходи. Раньше очень важно было, сидя на коне, рубиться шашкой или эспадроном. Где сейчас этому учат? Может только в клубах исторических реконструкций.

   Но, несмотря на потерю значимости для сегодняшнего момента, просто так искусство боя не отмирает.  Оно начинает подстраиваться под новые реалии. Иногда достаточно забавно. Великолепное издание «Французский бокс САВАТ» 1997 Минск, Харвест под редакцией Тараса А.Е. очень хорошо иллюстрирует переход от боя с оружием к полностью безоружной схватке по правилам. Стойки и понятия равновесия в бою с оружием начали оказываться неэффективными в бою на кулаках. Все это можно проследить на основании нескольких учебников по савату, начиная с 1856 года до наших дней. Имитация позиций фехтовальной схватки постепенно переходит к классическому  кикбоксу.

   Правда также заключается в том, что рукопашный бой каким он был на протяжении многих лет, теперь совсем другой. Уже в Великую Отечественную многие солдаты ни разу не побывали в рукопашных схватках. В современных войнах еще больше. В основном то, что действительно умеют люди, так это то, что они изучали в детстве в спортивных школах.

 

Старинные артефакты.

 

   Но, несмотря на все это, находятся апологеты секретных техник и таинственных боевых искусств. Показывая старинные артефакты давних техник, они шепчут, вот, вот, что тебе не хватает. Например, в некоторых русских стилях преподносят, как страшной разрушающий силы удар, бросок кулаком вперед из положения поднятой и согнутой в локтевом сгибе руки, этаким круговым движением. Да, прием имел место быть, когда Вам сзади наносили удар по затылку кистенем. Древний бандитский прикол. Движение руки – имитация вздымания руки вверх, чтобы из большой рукавицы выпала спрятанная гирька, далее имитация действия удара кистенем. Еще в русских стилях очень любят этакий размашистый смеш. Такая вещь на самом деле очень эффективна в массовом бое, когда удар наносится по противнику занятому вашим другом. Для справки, сила удара мастера спорта по боксу отличается в несколько раз от силы удара разрядника именно на коротком ударе, на размахе сила удара примерно одинакова. Поэтому владение таким техническим движением в массовом побоище очень важно, но совсем не важно при дуэли. Что только говорили и писали про то, почему надо в айкидо отрабатывать приемы на коленях, когда всё очень просто. Нельзя было в доме сюзерена ходить в полный рост, только на коленях.  Оттуда осталось. А почему в вин чун длинный шест, да потому что от дна речки отталкивалась таким шестом убийцы манчжурских чиновников, маскировавшиеся под актеров китайской оперы, перемещавшихся на лодке по реке между городами, предмет всегда под рукой. А были ли в вин чун дротики? Конечно, отравленные дротики, именно отравленные, потому что требовались. Когда вин чун пошел в массы, о дротиках забыли. Хотя кое-где остались. Капоейра, совсем не нелепые удары ногами, как думают в боксерской среде. Там в ногах лезвие было обычно. И так далее, про ушу вообще лучше не говорить, исследование можно написать.

В одинаковых условиях, с течением времени, общий технический рисунок ведения боя становится одинаковым. Многообразие боевых искусств объясняется разными историческими (климат, политика, развитие общества) и бытовыми условиями.

 

Кто виноват и что делать?

 

   150 лет хаоса миграции боевых искусств и политических перемен привело к тому, что то, что раньше было доступно знати и бандитам, сейчас открыто для всех, потому что статус важности был утрачен. Остается пользоваться моментом. Многие думают, что они приходят заниматься для самообороны. А что  собираются оборонять, что считать собой? Сначала хотя бы определится.

 



Хостинг от uCoz